Загрузка

Типы поломок КТП и их последствия

Типы поломок КТП и их последствия

Комплектная трансформаторная подстанция – это целый комплекс сложного электротехнического оборудования.

Трансформаторная подстанция состоит из:

  • силового трансформатора (иногда их несколько);
  • шин, которые проводят и отводят электрический ток;
  • силовых коммутационных аппаратов с тоководами – они отвечают за перераспределение электрического тока;
  • систем контроля и защиты;
  • устройств ввода и другого вспомогательного оборудования.

Неисправности могут возникнуть в любом узле КТП. Иногда поломки ведут к серьезным последствиям. Трансформатор – это главная движущая часть подстанции – отсюда, как правило, и начинаются проблемы. Другое слабое место – это изоляция. Ну и, конечно, если защитная система вовремя не срабатывает, например, газовое реле, то возникает риск серьезной аварии.

Типы поломок трансформаторных подстанций

Типы поломок КТП

В документах любой сбой в работе КТП называют технологическим нарушением.

Нарушения по серьезности последствий разделяют на:

аварии – при этом разрушаются здания, выходит из строя оборудование на опасных производствах или происходит взрыв с попаданием вредных веществ в атмосферу. Кроме того, если технологическое нарушение становится причиной чьей-то смерти или производство простаивает более 24 часов, то его тоже квалифицируют как аварию;  

инциденты – при этом на опасном производстве ломается оборудование или рабочие процессы проходят с большими отклонениями. При инцидентах человеческих жертв и больших разрушений не бывает.

Классифицируют технологические нарушения по Инструкции СО 153-34.20.801-00

Кто занимается расследованием инцидентов и аварий на КТП?

Причины технологических нарушений выясняет комиссия. РАО «ЕЭС России» и его региональных представительств. Безусловно, собственник энергетического объекта или производства состоит в комиссии. Когда последствия аварии очень серьезные, то состав комиссии обязательно утверждает РАО «ЕЭС России». Также разбирательство аварий должно вестись при участии Госэнергонадзора.

Почему случаются аварии на КТП?

Ошибается персонал

Работа трансформаторной подстанции построена так, что она работает сама по себе. От обслуживающего персонала требуется только контроль за датчиками температуры и давления. Но порой срабатывает человеческий фактор: вовремя не отключили питание или подали напряжение на оборудование с неисправностью.

Плохой монтаж или некачественно проведенный ремонт

Например, когда плохо отрегулированы приводы коммутаторов, слабо подтянуты контакты, есть заводской брак. Так, при слабо затянутом контакте происходит его нагревание. Тогда возникает вероятность пробоя изоляции, и как следствие пожара.    

Сбои в защитной системе КТП

Подстанция оборудована устройствами защиты. Как должна быть организована защитная система прописано в Приложении 8 к Приказу Минэнерго РФ от 30-06-2003 261. Нередко неисправности в системе защиты случаются из-за плохо настроенной сетевой отсечки. Тогда система просто на просто не срабатывает во время коротких замыканий.  

Плохое заземление

Опасность перенапряжения появляется при однофазном замыкании на землю в сетях 6-35 кВ. В этом случае напряжение на фазу падает до 0, а напряжение в остальных фазах растет до линейных значений. С большой вероятностью тогда появляется электрическая дуга – а это враг изоляции.

Грозовые и коммутационные перепады напряжения

Из-за таких скачков под ударом оказывается изоляция. А в результате ее пробоя может произойти пожар или даже взрыв. По этой причине на подстанциях оборудуют специальную защитную систему на случай грозового и коммутационного перенапряжения. 

Сбои в работе КТП случаются. Но если обеспечить нормальное обслуживание подстанции, их вероятность уменьшается примерно на 80 %.

Посмотрите цены на продукцию от официального поставщика Минского завода МЭТЗ им. Козлова